Изучение сексуальной самоидентификации гомосексуалистов
/авторы: магистры социологии Даен Д.В., Исхаков Р.Р., Нижегородова А.Н./

"Это сложный путь. Это путь одиночества…"
Андрей - гей с более чем 20-ти летним стажем

План:
1. Определение исследовательской проблематики
2. Формулирование гипотез
3. Обоснование применения метода
4. Выбор объекта исследования
5. Обстоятельства проведения исследования, роли и "легенды" исследователей
6. Текст интервью
7. Выводы

1. Сексуальная самоидентификация понимается нами как процесс соотнесения индивида с социальной группой, образованной в зависимости от стиля сексуального поведения.

Цель исследования: выявление факторов, влияющих на сексуальную самоидентификацию посредством феноменологического анализа.



2. Гипотеза: на процесс сексуальной самоидентификации влияют:

- навязывание семьей определенной половой роли;

- первые эротические переживания;

- первый сексуальный опыт;

- влияние включенности индивида в среду гомосексуалистов.

3. Обоснованность применения биографического метода.

Исследуемая проблема предполагает применение "мягких" методов сбора информации (биографический метод), так как:

1) "история жизни" позволяет проследить этапы самоидентификации (как на этот процесс повлияли те или иные события в жизни человека);

2) нарративное повествование позволяет индивиду рефлексировать на заданную тему в свободной форме, не ориентируясь на анкету или жестко определенные планом беседы вопросы интервьюера;

3) "наивный" исследователь получает возможность погрузиться в проблемную ситуацию.

4. Описание объекта исследования роли исследователей.

Объектом исследования являются мужчины-гомосексуалисты. Исходя из этого, местом проведения исследования был выбран один из гей-клубов Москвы - "Пиноккио". Этот клуб ориентирован на геев, но открыт и для посещения людьми различного пола и сексуальной ориентации. В клубе имеются комнаты, вход в которые женщинам запрещен. Клуб небольшой, с традиционным набором услуг и развлечений – бар, танцпол, бильярд, вечерние шоу-программы.

5. Роли исследователей.

Предполагалось, что неразглашение реальных целей исследования позволит легче установить контакт и получить наиболее полную информацию. Исходя из этого, были сформулированы "легенды" исследователей, позволяющие опрашиваемым принять на себя комфортную для них роль наставника или эксперта.

- "Легенда" №1: "У одной из пришедших в клуб девушки есть 16-летний брат. По ее мнению, он гей, но говорить об этом он отказывается. У него была девушка, но сейчас он один и, как кажется сестре, увлечен своим другом, которого постоянно фотографирует. Он испытывает душевный дискомфорт, беспокоящий сестру и ее подругу, поэтому они хотят помочь ему и побольше узнать о гей-культуре.

- "Легенда" №2: "Молодой человек переживает душевную драму. Он не москвич. Приехав в Москву, он впервые увидел целующихся мужчин. Это потрясло его до глубины души, заставив его постоянно думать об этом. С целью понять, гей он или нет, он пришел в клуб и просит одного из посетителей-геев рассказать о своей жизни".

Вопросы, которые задаются в рамках обеих "легенд":

  • как определить, является ли человек геем?
  • как происходит осознание своей "нетрадиционной" сексуальной ориентации у геев?
  • какие факторы влияют на ее формирование?

    Для представления более полной картины биографического интервью необходимо описать информантов:

  • первого зовут Андрей, он гей, ему 38 лет, по национальности он - грек (хотя осознает себя русским), впервые осознал, что он - гей в 19 лет, родился в 1961г.

  • второй – Алексей, он натурал, ему 24 года, работает администратором и охранником клуба пол года.

    6. Текст интервью.

    Интервью началось с того, что исследователь изложил свою легенду, после получения согласия на беседу был задан вопрос, затрагивающий детский период жизни человека.

    Родился и вырос Андрей в маленьком городе ("деревней", как он сам его охарактеризовал) возле города Пятигорска. Когда ему было 10 умерла его мать, в 12 лет он потерял отца. Из близких родственников остались 10 старших братьев и сестер. Когда речь зашла о его взаимоотношениях в оставшейся семье, Андрей широко заулыбался, и с явным душевным подъемом стал рассказывать о своих родных. "Я их очень сильно люблю, всех. Они самые замечательные люди на свете", - говорил он. Причем он не различал каких- либо половых ролей у своих родственников. В момент полового созревания у Андрея не было примера "мужского поведения", поскольку в их семье, после смерти родителей, не было четкого разграничения обязанностей по половому признаку, "все могли делать все: старшему брату не было зазорно вымыть пол, а сестре забить гвоздь".

    Свое первое эротическое переживание он пережил в пятом классе, когда он и его одноклассники подглядывали за моющимися в общественной бане: "…друзья смотрели на голых теток, а для меня они не представляли никакого интереса: я любовался мужчинами в мужском отделении. После этого случая я стал обращать внимание на окружающих меня мужчин. По соседству жил один парень, я избрал его объектом своего обожания. Я сходил с ума, когда он проходил рядом, чуть не умер от горя, когда он переехал жить в другой город".

    Далее Андрей пошел служить в армию. Именно в армии произошло то, после чего он понял, что он гей. "Я был лейтенантом. На второй год моей службы к нам на практику приехали курсанты - летчики. Поскольку наша казарма не была приспособлена для такого огромного количества человек, командир отделения дал приказ разместить на кроватях по двое. Перед сном я построил курсантов и объяснил им ситуацию. Один из них загадочно смотрел на меня и хихикал. Когда я попросил объяснить причину его смеха, в ответ он попросил меня разместиться на ночь рядом со мной. Не мог же я отказать - это противоречило бы указаниям командира взвода. Когда мы легли спать (а кровати командирского состава отделены от кроватей рядовых) он начал обнимать меня, гладить мое тело. Вполне естественно, что я начал протестовать. На что он ответил: "Успокойся, все нормально. Расслабься и получай удовольствие!" Его слова меня успокоили, и я отдался. Также как не забывается первая любовь, также не забывается и то как "это" происходит в первый раз. Я помню каждое его движение, каждый свой вздох. Так прошла моя первая "брачная ночь". Так я понял, что я не такой как все, я понял, что моя жизнь отныне будет проходить не так, как она протекает у всех".

    Весьма интересна дальнейшая судьба Андрея.

    "Через месяц мой курсантик уехал. Я не находил себе места. Скитался из угла в угол. Все это происходило в моей душе до тех пор, пока меня не вызвал к себе командир взвода. Он предложил мне сходить в отпуск. А т.к. я не был в увольнительной 1,5 года, я согласился. Мне некуда было пойти, и командир позвал меня жить к себе. Он стал моим вторым мужчиной. Я долго недоумевал: откуда они узнали, что я именно такой? Может мне стоит что-то изменить в своих манерах, в своей внешности и т.д.? Все оказалось проще: командиру обо армия мне сказал курсант. После армии вернулся домой. Там практически вся родня стала уговаривать меня жениться. Когда меня все это достало, я удрал в Пятигорск. Долго пробыть один я не смог. После, примерно, года я не мог больше быть один. И тут я понял, что не знаю каким образом искать себе партнера. Чисто инстинктивно пошел на вокзал и стал ходить по платформе туда - сюда. За мной увязался какой - то старичок, из всего, что он мне сказал, понял только одно - "Сосать". Я согласился побыть с ним, но с одним условием: он мне скажет, где я могу найти "таких как мы". Было жутко неприятно, но цель оправдывала средства. Как оказалось, они собираются в соседнем городе - Кисловодске, в одном из парков этого города. Причем, меня поразило, как к этому относились окружающие. Все, включая и милицию (не смотря на то, что существовала 121-я статья УК СССР) абсолютно спокойно реагировали на то, что в их городе существует подобное место, что среди них живут геи. Все делали вид, что их просто не существует. Там я и повстречал человека, с которым прожил вместе 6 лет. Это были самые счастливые дни в моей жизни. Нас пытались разлучить, на нас показывали пальцем, для всех мы были идеальной парой. Но после того, как я почувствовал, что наши отношения стали прохладными, я предложил остаться друзьями. Расставание было тяжелым, но я смог это пережить. После этого было много мужчин: и геев, и натуралов. Все это продолжалось до тех пор, пока моя родня целиком не засела на меня, и мне пришлось жениться. С женой мы прожили 1,5 года. Я был примерным семьянином: и в постели, и в быту. Но спустя 1,5 года из нашего города уехал парень, в которого я был влюблен по уши. Я вернулся поздно ночью пьяным, рухнул на кровать и стал рыдать. На вопрос жены, о причинах моего плача, я рассказал всю правду о себе. Наутро я ничего не помнил, но жена запомнила, и потребовала развода. Мы развелись. Не было ни скорби, ни печали, ни истерик. С тех пор мы хорошие друзья. Она иногда сама меня знакомит с понравившимися ей геями.

    После женитьбы я купил себе дом с земельным участком. Так и живу теперь там один. Когда понимаю, что мне не хватает мужского общества, я еду в Москву на месяц. Хожу по клубам, общаюсь, "наедаюсь" мужского тела на год вперед.

    Я считаю себя счастливым человеком. Многие мои друзья - геи завидуют моему образу жизни. Большинство из них сломались под нажимом общественности: кто - то женился; кто - то живет один, но при этом всячески пытается скрыть или подавить свою натуру."

    На вопрос о том, как он оценивает современное состояние геев, изменившись в лице, ответил, что крайне негативно.

    "Мне не нравиться, что сейчас все решают деньги. Я прекрасно понимаю, что это кругом по стране так, но это неприятно. Мы всегда варились в собственном соку. Нас не касалось то, что происходит в "натуральном" мире. Мы жили отдельно. Сейчас же каждый сопляк знает кто такие геи, и что это абсолютно бесправная часть населения. С них можно стрясти деньги, причем этого никто не осудит, а некоторые даже поддержат. В среде геев- предпринимателей очень развит шантаж. Кругом страх, болезни, проституция. Не осталось ничего человеческого между геями. Молодые геи думают только о постели".

    7. Выводы.

    Из приведенного выше интервью, можно предположить, что семья является первичным источником формирования половой идентификации. В случае отсутствия в семье распределения ярко выраженных ролей полового поведения, результат самоидентификации индивида может претерпевать изменения как в случае с Андреем. Таким образом, первичное формирование представлений о типах поведения "навязываются" именно в семье.

    Дальнейший процесс гендерной идентификации формируется в период полового созревания человека. Явления, характерные для этого периода жизни, (первая любовь, первые эротические переживания и др.) определяют последующий ход самоидентификации индивида.

    Первый сексуальный опыт именно с мужчиной повлиял на идентификацию Андрея как гея, где именно социальное окружение определило конечный результат. Любопытным представляется тот факт, что армия где имело место это событие, представляет из себя сексуально-гомогенную среду закрытого типа и в условиях данного сообщества вероятность возникновения подобных контактов (воспитание геев, передача опыта гомосексуала и т.п.) увеличивается в соотношении с гетерогенным окружением.

    Самоидентификацию, в том числе и половую, в конечном итоге определяет социальная среда в которой находится индивид. Это подтверждается тем обстоятельством, что процесс самоидентификации Андрея завершился осознанным принятием на себя роли гея (парк в Кисловодске). Также, по словам Алексея, большая часть персонала, устроившаяся на работу в клуб, после смены руководства "Пиноккио", претерпела изменения в сексуальной идентичности.



    Хостинг от uCoz